«Школа муниципального политика» - это общественный гражданский проект в форме дистанционного просвещения, предназначенный для всех, кто видит себя в качестве общественного и политического деятеля, хочет непосредственно участвовать в государственном управлении, в процессах преобразования в нашей стране, построении сильной и благополучной России.

Президент о местном самоуправлении
Из статьи Владимира Путина «Демократия и качество государства», 6 февраля 2012 года

Нам необходим механизм выдвижения народом во власть на всех уровнях ответственных людей, профессионалов, мыслящих в категориях национального и государственного развития и способных добиваться результата. Понятный, оперативный и открытый для общества механизм выработки, принятия и реализации решений — как стратегических, так и тактических.

Реформа местного самоуправления

Муниципальная реформа добралась до Конституционного суда

В Конституционный суд (КС) поступила жалоба юриста Станислава Вахрушева на муниципальную реформу в Челябинске, которая привела к отмене прямых выборов в гордуму. Заявитель оспаривает поправки в федеральный Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления" (МСУ), позволяющие региональным властям лишать самостоятельности крупные города, добиваясь их разделения на муниципальные районы. 

Челябинский юрист Станислав Вахрушев пожаловался в КС на отсутствие "достоверного учета мнения населения" при проведении муниципальной реформы. Челябинск стал первым в России городом, который в рамках этой реформы был разделен на семь муниципальных районов, а его гордума в сентябре 2014 года была сформирована без прямых выборов. В жалобе заявитель просит признать неконституционными поправки, внесенные в закон "Об общих принципах организации МСУ в РФ" в 2014 году и принятые на их основании законы Челябинской области. 

Несмотря на то, что реформа затрагивала интересы большинства горожан, предусмотренный федеральными законами "учет мнения населения" был сведен к организованным облдумой слушаниям, в которых приняло участие 252 человека. Гордума решения по итогам слушаний не принимала, а короткий срок реформы не позволил инициировать и провести референдум, жалуется заявитель. "Такой способ обратной связи нельзя признать адекватным. Реформа состоялась без необходимой для реализации МСУ общественно-политической дискуссии",— пояснил он "Ъ". Верховный суд и нижестоящие инстанции, куда господин Вахрушев пожаловался на отсутствие "надлежащего и достоверного" учета мнения населения, решили, что федеральный закон не требует получения согласия жителей городского округа на его преобразование. Такой "нормативный вакуум" приводит к неограниченному усмотрению субъектов РФ, считает заявитель. Он напомнил, что аналогичная возможность предусмотрена в законах Татарстана, Краснодарского края, Псковской, Самарской, Ульяновской, Свердловской областей, а в Екатеринбурге, Махачкале и Ярославле реформа по инициативе властей субъектов РФ готовится, вызывая ожесточенные споры. При этом региональные законы по-разному регулируют правила учета мнения населения. Например, форму учета мнения жителей Свердловской области выбирает губернатор, а в Псковской области, Татарстане и Ставрополье мнение о разделении городского округа должно быть выражено его представительным органом. КС ранее признал адекватными разные формы учета мнения населения — от референдума до сбора подписей — в зависимости от важности преобразований. Юрист Института права и публичной политики Григорий Вайпан отсутствие правил учета мнения жителей назвал беспрецедентным: "В других случаях в том же законе требуется принятие решения представительным органом муниципалитета и даже референдум". 

"Реформа в Челябинске проведена только ради того, чтобы обеспечить однопартийность гордумы и ее управляемость",— заявил лидер Челябинского отделения партии РПР-ПАРНАС Алексей Табалов, отметив, что МСУ в городе фактически перестало существовать после отмены выборов главы города, которая предшествовала разделению города на районы. 

По мнению господина Вайпана, реформа на практике означает "уничтожение политической самостоятельности крупных городов". Эксперт общественного объединения "Комитет 12 июня" Витта Владимирова отметила, что "качество легитимности органов МСУ в сравнении с предыдущей моделью снизилось на порядок": "Следствием реформы в мегаполисах стали деградация МСУ как деятельности населения по самостоятельному решению вопросов местного значения". Госпожа Владимирова отметила, что "КС уже много раз отклонял жалобы на уничтожение МСУ в Москве", а, "хотя Москва сама является субъектом РФ, челябинская реформа явно повторяет столичную модель самоуправления". 

Депутат городского собрания Обнинска Людмила Шапиро, которая также намеревалась обжаловать муниципальную реформу в КС, сообщила: "Пока мы готовили обращение в суд Калужской области (для обращения в КС необходимо пройти нижестоящую судебную инстанцию), в закон о МСУ продолжали вносить поправки, которые усугубили неконституционность законодательства". "Судя по решениям, которые КС принял по предыдущим обращениям по поводу муниципальной реформы, обращаться в него уже не имеет смысла",— считает депутат. 

Источник: Газета "Коммерсантъ"


Возврат к списку