«Школа муниципального политика» - это общественный гражданский проект в форме дистанционного просвещения, предназначенный для всех, кто видит себя в качестве общественного и политического деятеля, хочет непосредственно участвовать в государственном управлении, в процессах преобразования в нашей стране, построении сильной и благополучной России.

Президент о местном самоуправлении
Из статьи Владимира Путина «Демократия и качество государства», 6 февраля 2012 года

Нам необходим механизм выдвижения народом во власть на всех уровнях ответственных людей, профессионалов, мыслящих в категориях национального и государственного развития и способных добиваться результата. Понятный, оперативный и открытый для общества механизм выработки, принятия и реализации решений — как стратегических, так и тактических.

Реформа местного самоуправления

Михаил Лебединский о сильных и слабых сторонах закона о местном самоуправлении

Из интервью председателя комитета по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области Михаила Лебединского, опубликованного на портале Леноблинформ

- Михаил Евгеньевич, в 2003 году в России был принят закон о местном самоуправлении, который и поныне регулирует деятельность муниципальных образований. Прошло довольно много времени, и сейчас уже можно судить о его эффективности. В чем, по-вашему, сильные и слабые стороны этого закона, вы бы что-то поменяли в нем? 

- Этот закон, после периода необходимых организационных процедур, начал действовать на территории Ленинградской области в 2006 году – мы его ввели в практику одними из первых в стране, и, конечно, сразу же, как любые первопроходцы, стали набивать себе шишки.  

Работы предстояло много – нужно было принять новые нормативно-правовые акты, создать новые органы местного самоуправления, наделить их соответствующими полномочиями. Тогда и возникли на карте области муниципальные образования первого и второго уровней – поселения и районы. Эта система действует до сих пор. Я считаю, что она вполне себя оправдала. Есть издержки организационного плана, но в целом структура местного самоуправления работает успешно.

Сегодня область разделена на 17 муниципальных районов и один городской округ, сформировано 199 поселений. Общая численность жителей региона - 1 млн 760 тысяч человек, и большинство живет в городах.  

Что касается самого федерального закона №131, то это один из самых изменяемых законов, в которые с начала его действия были внесены десятки поправок, и до сих пор вносятся. Меняются политика, экономика, сама жизнь, и все это отражается на законе, который напрямую регулирует деятельность муниципалитетов. Сильных сторон в этом законе гораздо больше, ведь он все время «шлифуется».   

- И словосочетание «реформа местного самоуправления» до сих пор актуально…

- Да, от слова «реформа» нам не уйти. На территории области по поручению губернатора Александра Дрозденко мы сегодня реализуем реформу местного самоуправления по трем направлениям: объединение больших поселений с маленькими, объединение администраций районов и администраций районных центров, реорганизация и поддержка института старост. 

В прошлом году были приняты областные законы по объединению трех пар поселений – Анисимовского и Самойловского, Заборьевского и Подборовского в Бокситогорском районе, Приморского и Глебычевского в Выборгском районе. Этот процесс будет продолжен и в нынешнем году в других районах области. Такое объединение позволит сбалансировать бюджеты поселений, ведь зачастую их размеры на территории одного муниципального района значительно разнятся. У одного много денег в казне, у другого мало. Сокращение численности муниципальных служащих и должностных лиц позволяет эффективнее распределять обязанности и нагрузку между работниками администрации. Сэкономленные бюджетные средства идут на решение вопросов местного значения – на благоустройство, ремонт дорог, освещение и другие. К тому же такое укрупнение муниципалитетов дает возможность сформировать управленческий резерв на местном уровне, удержать профессионалов.  

Другое направление реформы – слияние администраций муниципальных районов и городских поселений, являющихся их административными центрами. Это позволяет исключить дублирующие функции органов местного самоуправления и тем самым упростить принятие многих решений. В 14 районах из 16, где закон позволяет реализовать такую систему, объединенные администрации уже действуют в полной мере. В течение года этот процесс будет завершен в Кировском и Всеволожском районах.    

Бывают случаи, когда руководители районов и поселений по разным причинам не находят консенсуса. Например, при наличии комитета по спорту на районном и поселенческом уровне город и район часто проводили два идентичных мероприятия на одной и той же территории. При объединенной администрации такого быть не может.

Еще один пример. Поселения должны организовать вывоз мусора, а район – его утилизацию, у них в уставе так написано. И вот одни говорят – дайте нам помойку, мы перевезем, другие отвечают – скажите, откуда везти, и мы все перевезем сами. Кто прав? А ведь от такой неразберихи страдают люди.

Схожие проблемы возникают и с газо-, водо-, электроснабжением. У нас практически все законодательство в стране, а, соответственно, и полномочия, построены по отраслевому принципу. Но такой подход не может охватить все стороны жизни людей. Иногда на стыке полномочий, на стыке функций определенных органов и должностных лиц возникает недопонимание. Поэтому наш комитет занимается настройкой работы по внеотраслевому признаку, то есть организацией управления, оказывает методическую поддержку муниципальным специалистам.


Возврат к списку