«Школа муниципального политика» - это общественный гражданский проект в форме дистанционного просвещения, предназначенный для всех, кто видит себя в качестве общественного и политического деятеля, хочет непосредственно участвовать в государственном управлении, в процессах преобразования в нашей стране, построении сильной и благополучной России.

Президент о местном самоуправлении
Из статьи Владимира Путина «Демократия и качество государства», 6 февраля 2012 года

Нам необходим механизм выдвижения народом во власть на всех уровнях ответственных людей, профессионалов, мыслящих в категориях национального и государственного развития и способных добиваться результата. Понятный, оперативный и открытый для общества механизм выработки, принятия и реализации решений — как стратегических, так и тактических.

Реформа местного самоуправления

Дмитрий Азаров: На мой взгляд, считать совершенствование системы местного самоуправления в России реформой не совсем точно

Реформой эти изменения, на мой взгляд, можно назвать только в одном аспекте - существенное расширение возможностей определять устройство местного самоуправления непосредственно на территории, а не из Москвы, не с федерального уровня. И это, безусловно, крайне важное решение для нашей огромной, многонациональной и многообразной по климатическим, географическим и социально-экономическим условиям страны, -  об этом заявил глава Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, Дмитрий Азаров в интервью «Российской газете».

Дмитрий Игоревич, почему назрела реформа местного самоуправления? Каковы были ее предпосылки?

- Хочу напомнить, что муниципальное сообщество с большим воодушевлением восприняло Послание президента России Владимира Путина в декабре 2013 года. Один из главных вопросов, который поднял тогда глава государства, как раз касался устройства местного самоуправления. Он предложил обществу задуматься над принципами организации МСУ и совершенствования этой системы.

По предложению президента, озвученному в Послании, две крупнейшие в сфере местного самоуправления общественные организации Всероссийский совет местного самоуправления (ВСМС) и Общероссийский конгресс муниципальных образований (ОКМО) создали рабочую группу, в которую пригласили глав муниципальных образований и ведущих экспертов, депутатов, представителей профильных министерств и ведомств, губернаторов.

В рабочей группе шли жаркие споры, мнения зачастую были полярными. Например, обсуждалась модель, при которой государственное управление "прошивало" всю систему местной власти, как, например, во Франции. Моя позиция базировалась на том, что местное самоуправление имеет колоссальный потенциал, который мы только учимся задействовать и отказываться от него не имеет смысла.

И в итоге оптимизация и совершенствование?

Дмитрий Азаров: Конечно. И главное - возможность принимать самостоятельные решения об устройстве местного самоуправления на местах. Регионы сами решают, как формировать органы исполнительной и представительной власти, какими полномочиями наделять различные уровни, как перераспределять эти полномочия и обеспечивать доходными источниками. У нас федеративное государство, и эти решения состоят в конституционной логике. В некоторых субъектах и муниципалитетах не изменилось практически ничего. Если система работает успешно и действительно соответствует запросам населения, то и менять особо не нужно. Ну а где-то в силу разных обстоятельств назрели объективные изменения, новые вызовы, причем весьма значительные. Примером может служить новая двухуровневая система организации местного самоуправления в крупных городах - городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов. 

Дмитрий Игоревич, а в целом вы удовлетворены тем, как происходят изменения в МСУ? Нужна ли дальнейшая корректировка законодательства в этой сфере?

Дмитрий Азаров: Жизнь сама подсказывает нам те проблемы, которые нужно разрешать. Любому законодательству нужно время на адаптацию, на то, чтобы его приняло общество и чтобы появилась правоприменительная практика. С этой точки зрения каких-то кардинальных изменений сегодня не требуется. Но в том, что совершенствовать законодательство нужно и дальше, сомнений нет. Сейчас, например, возникает целый ряд вопросов при объединении муниципалитетов, остается много нерешенных проблем в связи с перераспределением полномочий. Нужны выверенные, "точечные" законодательные решения.

Очень важно обращаться к богатому отечественному опыту. В прошлом году мы отметили 150-летие земской реформы. Часто говорят о том, что местному самоуправлению в России 20 лет, но это не так. Надо знать свою историю, использовать опыт предыдущих поколений сегодня и видеть, какие результаты он может дать.


Возврат к списку