«Школа муниципального политика» - это общественный гражданский проект в форме дистанционного просвещения, предназначенный для всех, кто видит себя в качестве общественного и политического деятеля, хочет непосредственно участвовать в государственном управлении, в процессах преобразования в нашей стране, построении сильной и благополучной России.

Президент о местном самоуправлении
Из статьи Владимира Путина «Демократия и качество государства», 6 февраля 2012 года

Нам необходим механизм выдвижения народом во власть на всех уровнях ответственных людей, профессионалов, мыслящих в категориях национального и государственного развития и способных добиваться результата. Понятный, оперативный и открытый для общества механизм выработки, принятия и реализации решений — как стратегических, так и тактических.

Реформа местного самоуправления

Что такое местное самоуправление

«С чего начинается Родина?» — «С заветной скамьи у ворот», — отвечает большинство россиян. Согласно недавнему исследованию ВЦИОМ, 64% жителей страны ассоциируют слово «родина» с «местом, где родился и вырос», еще 23% — с «территорией, где я живу». И это очень позитивный тренд, отмечают специалисты: после десятилетий коллективной ставки на страновые мегапроекты (ГОЭЛРО, БАМ, космос, гонка вооружений) россияне почувствовали особую кровную связь с малой родиной, с локальной общественной территорией — двором, районом, городом. И главное, именно сейчас (возможно, впервые в истории) получили реальные механизмы управления крохотным, но самым близким кусочком родины.

Мы выбираем президента, парламент, губернаторов — это органы и субъекты государственной власти, призванные осуществлять комплексное развитие территорий страны. Мы выбираем муниципальных депутатов, глав сельских и городских поселений — это местное самоуправление (МСУ), главной задачей которого является развитие локальной территории в интересах местных жителей. Де-юре это две независимые друг от друга системы управления — и политически, и юридически, и экономически. По факту МСУ оказывается довольно криво вписанным в единую управленческую вертикаль, что порождает сотни правовых коллизий и конфликтов, а главное, приводит к тому, что проблемы локальных территорий решаются крайне медленно и запросы населения часто не исполняются.

Степень влияния и эффективности органов МСУ во многом зависит от подшефной территории (см. схему). Так, жители Москвы и Санкт-Петербурга практически незнакомы с этим институтом. Ввиду особого правового статуса двух столиц реальное городское управление осуществляют назначаемые сверху чиновники — префекты и главы управ, а МСУ обладает минимальными полномочиями. В остальных больших городах избираемые думы и главы администраций получают всю полноту власти, но слишком зависят от интересов местных элит и региональной политической конъюнктуры. И потому часто отрываются от избирателей и не осознают реальных нужд населения районов, кварталов, дворов. На большей же части территории страны (в малых городах, поселках, селах, деревнях) органы местного самоуправления — безальтернативная опора и надежда. Если твоя жизнь зависит от вовремя подвезенных продуктов питания, ремонта колонки с водой, расчищенной дороги, у тебя просто нет времени ждать помощи губернатора или столичной делегации. Полномочия у поселений и районов небольшие, налоговые отчисления и региональные трансферты небогатые, но именно муниципальные чиновники определяют качество жизни в провинции.

Российская система МСУ серьезно зависит от индивидуальных качеств местных управленцев: их амбиций, договороспособности, адекватности, инициативы. В то же время кадровый голод на этом уровне сегодня особенно ощутим. Уходят на пенсию последние представители советской школы. Для начинающих муниципалов стимулов немного. Органы МСУ уже власть, но еще не большая политика. Лишь в крупных городах этот институт используют как карьерный трамплин. Чаще всего в местное самоуправление идут либо бизнесмены-хозяйственники, либо авторитетные пенсионеры, либо популисты с комплексом местного Наполеона, либо романтики-альтруисты. Запутанная система МСУ с огромным количеством полномочий при недостаточном финансировании быстро перемалывает чиновника, соблазняя его мелкими коррупционными схемами и принуждая делать выбор между «должностным пофигизмом» и подчас героической борьбой с обстоятельствами. Всевозможные истории из жизни российской глубинки во многом являются отражением борьбы маленького чиновника с неповоротливой системой и чисто по-русски сочетают в себе черты трагедии и фарса.

Из последнего можно вспомнить, например, резонансное самоубийство 48-летнего главы небольшого бурятского поселения Шабур. По основной версии, Юрий Чуклов свел счеты с жизнью, после того как понял, что не сможет выполнить данные избирателям обещания. Для осознания финансовой необеспеченности органа МСУ главе поселения потребовалось чуть больше четырех месяцев с даты выборов. Его предшественник уверяет журналистов: такую работу просто нельзя принимать близко к сердцу, а уж тем более давать избирателям надежду.

В городе Шарье Костромской области у местного самоуправления, напротив, возникли проблемы из-за сверхэффективного целевого финансирования. Ремонт небольшого моста чиновники оценили в 13,5 млн рублей, а потому годами изыскивали средства. В итоге местные бизнесмены скинулись и провели работы за 300 тыс. рублей — в 45 раз дешевле объявленной сметы. Теперь жители спорят, какое самоуправление эффективнее.

С проблемами МСУ жители Волгограда особенно близко познакомились этой зимой, когда «внезапный» снег буквально парализовал движение транспорта, а пробки на федеральных трассах достигали 200 километров. Спасение пришло лишь с потеплением. А коммунальные службы отрапортовали: снегоуборочная техника арестована судом за долги. Оказалось, что политическая борьба местных элит за «независимость местного самоуправления» поставила город на грань банкротства: совокупный долг за энергоресурсы уже равняется половине бюджета. Имущество, в том числе здание городской администрации, заложено за 1,2 млрд рублей. Политические аспекты функционирования МСУ нередко приводят к экономической деградации территорий.

Локальные примеры лишь в малой степени отражают несовершенство законодательства в сфере местного самоуправления. Этой весной ожидается большая реформа всей системы. Мы постарались рассмотреть основные проблемы МСУ, представить позицию разработчиков законопроекта и чиновников на местах. Подчеркнем, в докладе приведены четыре примера вполне успешных, по российским меркам, муниципальных образований.

Источник: Петр Скоробогатый, «Эксперт» №16 (895)


Возврат к списку