«Школа муниципального политика» - это общественный гражданский проект в форме дистанционного просвещения, предназначенный для всех, кто видит себя в качестве общественного и политического деятеля, хочет непосредственно участвовать в государственном управлении, в процессах преобразования в нашей стране, построении сильной и благополучной России.

Президент о местном самоуправлении
Из статьи Владимира Путина «Демократия и качество государства», 6 февраля 2012 года

Нам необходим механизм выдвижения народом во власть на всех уровнях ответственных людей, профессионалов, мыслящих в категориях национального и государственного развития и способных добиваться результата. Понятный, оперативный и открытый для общества механизм выработки, принятия и реализации решений — как стратегических, так и тактических.

спецкурс «Реальная политика»

Тезисы лекции

«Практическая модель деятельности депутата муниципального собрания как муниципального политика»


Муниципальный депутат является наиболее известным и доступным для населения участником местной политики. Депутаты являются членами представительного органа муниципального образования. 

Срок полномочий депутатов определяется уставом муниципального образования: он не может быть менее двух лент и более пяти лет. 

Статус депутата представительного органа муниципального образования и его правовое регулирование.

Решение жизненно важной проблемы повышения эффективности функционирования представительного органа муниципального образования во многом зависит от правового и фактического статуса местного депутата. 

Особенности правового статуса депутата.

Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. В то же время, если это предусмотрено уставом муниципального образования, депутатская деятельность может иметь постоянный профессиональный характер. 

Основные формы депутатской деятельности. 

Права депутата представительного органа муниципального образования и гарантии депутатской деятельности. Законодательство РФ и ее субъектов, уставы муниципальных образований, другие нормативные акты, принимаемые местным населением и подотчетными его органами и должностными лицами, предоставляют депутату соответствующие права, необходимые для исполнения своих обязанностей, а также гарантируют депутату условия беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защиту прав, чести и достоинства.

Важным и необходимым элементом правового статуса местного депутата являются гарантии депутатской деятельности, обеспечивающие депутату возможность осуществлять возложенные на него полномочия самостоятельно, независимо от какого бы ни было иного влияния, кроме влияния своих избирателей. 

Права, обязанности и ответственность депутата представительного органа местного самоуправления.

Полномочия депутата обусловлены его статусом как члена представительного органа муниципального образования, наделенного значительными полномочиями по решению вопросов местного значения, включая и те вопросы, которые относятся к исключительной компетенции представительного органа. 

Нормативные правовые акты муниципальных образований (уставы, регламенты, положения и др.), как правило, закрепляют следующие основные формы депутатской деятельности, обеспечивающие реализацию полномочий депутатов: участие в работе представительного органа; участие в работе постоянные и временных органов, формируемых представительным органом; участие в работе депутатских объединений; выполнение поручений представительного органа, а также тех внутренних, рабочих органов, формируемых представительным органом, депутатских объединений, в состав которых входит депутат; участие в депутатских и публичных слушаниях, обращение с депутатскими запросами к соответствующим органам и должностным лицам, работа с избирателями (прием избирателей, отчеты перед ними и т.д.).

Существенное значение в деятельности представительных органов и их депутатов представляет контроль. 

Депутат принимает участие в принятии решений по вопросам осуществления представительным органом своих контрольных полномочий. При этом он обладает полномочиями, которые позволяют ему, во-первых, инициировать реализацию указанных контрольных полномочий представительного органа муниципального образования, постоянной комиссии (комитета), иных органов, в состав которых он входит, и, во-вторых, самостоятельно участвовать в контрольной функции представительного органа, осуществляя принадлежащие ему права.