«Школа муниципального политика» - это общественный гражданский проект в форме дистанционного просвещения, предназначенный для всех, кто видит себя в качестве общественного и политического деятеля, хочет непосредственно участвовать в государственном управлении, в процессах преобразования в нашей стране, построении сильной и благополучной России.

Президент о местном самоуправлении
Из статьи Владимира Путина «Демократия и качество государства», 6 февраля 2012 года

Нам необходим механизм выдвижения народом во власть на всех уровнях ответственных людей, профессионалов, мыслящих в категориях национального и государственного развития и способных добиваться результата. Понятный, оперативный и открытый для общества механизм выработки, принятия и реализации решений — как стратегических, так и тактических.

спецкурс «Путь к доверию»

Тезисы лекции

«Правовые основы участия в выборах в органы местного самоуправления»


Выборы депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления являются (после референдума) важнейшим институтом непосредственной демократии. Федеральным Законом №131 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» институт выборов определён как одна из форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления (ст.23), в соответствии с которой:

1. Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления.

2. Муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования.

3. Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и подведения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом. 

4. Выборы депутатов представительных органов поселений проводятся по одномандатным и(или) многомандатным избирательным округам. 

5. Итоги муниципальных выборов подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Муниципальное избирательное право закреплено в нормативных правовых актах разных уровней: на федеральном уровне, уровне субъектов РФ и уровне местного самоуправления. 

На федеральном уровне это Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральный закон от 26 ноября 1996 7. №138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления». 

На уровне субъектов РФ такие нормы содержатся в законах о местном самоуправлении, в избирательных кодексах или в законах о выборах в органы местного самоуправления. 

На уровне муниципальных образований - регулируются уставами муниципальных образований и положениями о выборах.

Под избирательной системой понимаются условия признания кандидата, кандидатов избранными, списков кандидатов – допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов. 

В центре внимания правового регулирования муниципальных выборов находятся следующие проблемы:

1. основные принципы избирательного права;

2. требования, предъявляемые к избирателям и кандидатам на выборные должности;

3. порядок формирования и деятельности избирательных комиссий, непосредственно осуществляющих организацию и проведение выборов;

4. статус субъектов избирательного права – граждан и их объединений;

5. порядок информационного обеспечения выборов и предвыборной агитации;

6. финансирование выборов;

7. порядок подсчета голосов избирателей, установления результатов выборов и их опубликования;

8. способы обжалования нарушений в ходе избирательной кампании и голосования и опротестования результатов выборов, а также ответственность за нарушение избирательного законодательства.

Гражданин Российской Федерации вправе избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. 

Участие избирателей в муниципальных выборах является добровольным, что подкрепляется, в том числе отсутствием в текущем законодательстве требования к определенному проценту явки избирателей для признания выборов состоявшимися. 

Первой стадией муниципального избирательного процесса является назначение выборов. 

Вторая стадия муниципального избирательного процесса – формирование избирательных комиссий. 

Ключевым этапом в организации муниципальных выборов является составление списков избирателей. 

Следующий этап избирательного процесса – образование избирательных округов и избирательных участков. 

Важными этапами подготовки выборов являются выдвижение и регистрация кандидатов. 

Выдвижение кандидатов является свободным. 

Каждый гражданин, обладающий пассивным избирательным правом, имеет возможность, получив определённую поддержку непосредственно от избирателей либо избирательных объединений, участвовать в муниципальных выборах в качестве кандидата. 

Право выдвижения кандидатов принадлежит избирательным объединениям и непосредственно избирателям. 

Самовыдвижение кандидатов производится путём уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов.

С момента регистрации кандидат приобретает статус кандидата, представляющий собой совокупность прав, обязанностей и гарантий его деятельности. 

Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных законами. 

Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению муниципальных выборов производятся за счёт средств местного бюджета. Кандидаты создают собственные избирательные фонды для финансирования своей предвыборной агитации. 

Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. 

Подсчёт голосов избирателей осуществляется открыто и гласно членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Итоги голосования должны предоставляться для ознакомления любому избирателю, наблюдателю или представителю средств массовой информации. 

Избирательное объединение и кандидат в депутаты могут назначить в избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата, и нижестоящие избирательные комиссии по одному члену с правом совещательного голоса. 

За нарушение избирательных прав граждан установлена административная и уголовная ответственность.