«Школа муниципального политика» - это общественный гражданский проект в форме дистанционного просвещения, предназначенный для всех, кто видит себя в качестве общественного и политического деятеля, хочет непосредственно участвовать в государственном управлении, в процессах преобразования в нашей стране, построении сильной и благополучной России.
Нам необходим механизм выдвижения народом во власть на всех уровнях ответственных людей, профессионалов, мыслящих в категориях национального и государственного развития и способных добиваться результата. Понятный, оперативный и открытый для общества механизм выработки, принятия и реализации решений — как стратегических, так и тактических.
Тезисы лекции
«Основы муниципальной политики»
Местное самоуправление – элемент конституционного строя РФ, государство обязано с ним считаться, поддерживать местное самоуправление. Если Конституция провозглашает самостоятельность местного самоуправления, государство должно с учетом этого строить свою политику, искать формы партнёрского взаимодействия с местным самоуправлением.
Следует выделить еще ряд важных моментов, определяющих суть государственной политики в отношении местного самоуправления.
1) Российское государство не может замыкаться на формальном исполнении того, что записано в Конституции, на официальных отношениях с местным самоуправлением.
Способствование развитию местного самоуправления – это важная задача государства и область государственного строительства.
2) Государственная политика в отношении местного самоуправления формируется с участием различных политических сил общества, и от них многое зависит в плане обеспечения объективных параметров такой политики с учетом интересов как местного самоуправления, так и государства.
3) Самостоятельность местного самоуправления не абсолютна, она существует в рамках его природы и нахождения в территориальных пределах государства. Оно обеспечивает самостоятельность местного самоуправления не только в плане формального уважения его прав. В общем-то речь идет о том, что государство передало местному самоуправлению часть своих забот, снабдило для этого имуществом, собственностью и надеется на хорошие результаты, но не может освободить себя от элементов контроля за деятельностью местного самоуправления.
4) Важным фактором государственной политики в отношении местного самоуправления должно быть и то, что и само государство несколько относительно в своей самостоятельности.
5) Рассматривая связку «государство - местное самоуправление», следует исходить из формулы: «местное самоуправление не свободно от государства, а свободно внутри государства».
6) Важный пункт государственной политики в отношении местного самоуправления надо видеть в следующем: то, что местное самоуправление является уровнем публичной власти, наиболее приближенным к населению.
При сущностном единстве государственной власти и местного самоуправления как разновидностей публичной власти местное самоуправление следует рассматривать не как разобщенную по поселениям и разрозненную, а как единую в общегосударственных территориальных пределах систему власти.
Концептуальная направленность на разграничение предметов ведения и полномочий между уровнями публичной власти основана на выделении вопросов местного значения и разграничении полномочий и ответственности местного самоуправления с органами государственной власти.
В целом государственная политика в отношении местного самоуправления строится в России на том, что: местное самоуправление должно существовать и существует как элемент конституционного строя; местное самоуправление выступает в качестве формы публичной власти, атрибута народовластия; местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Важно, что государственная политика исходит из наличия у граждан РФ конституционного права на осуществление местного самоуправления. Государство обязано считаться с тем, что без участия населения не могут решаться проблемы выполнения конституционных государственных обязательств.