«Школа муниципального политика» - это общественный гражданский проект в форме дистанционного просвещения, предназначенный для всех, кто видит себя в качестве общественного и политического деятеля, хочет непосредственно участвовать в государственном управлении, в процессах преобразования в нашей стране, построении сильной и благополучной России.

Президент о местном самоуправлении
Из статьи Владимира Путина «Демократия и качество государства», 6 февраля 2012 года

Нам необходим механизм выдвижения народом во власть на всех уровнях ответственных людей, профессионалов, мыслящих в категориях национального и государственного развития и способных добиваться результата. Понятный, оперативный и открытый для общества механизм выработки, принятия и реализации решений — как стратегических, так и тактических.

спецкурс «Местное самоуправление»

Тезисы лекции

«Основы местного самоуправления»


Конституция Российской Федерации установила принципы, являющиеся основополагающими для организации и функционирования местного самоуправления.  

Народ осуществляет свою власть как через органы государственной власти, так и через органы местного самоуправления. То есть местное самоуправление является частью единой публичной власти в государстве.  

Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, то есть оно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.  

Конституция Российской Федерации предусматривает возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, но только законом и с соблюдением обязательного условия, которым  является передача необходимых для осуществления этих полномочий материальных и финансовых средств.   

Местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.  

В качестве территорий осуществления местного самоуправления Конституция Российской Федерации предусматривает городские, сельские поселения и другие территории с учетом исторических и иных местных традиций.  

Все поселения (за исключением городских округов), расположенные в границах субъекта Российской Федерации, входят в состав муниципальных районов. Кроме этого, в состав муниципального района входят возникающие на территориях с низкой плотностью населения и (или) на территориях упраздняемых поселений межселенные территории, то есть территории, находящиеся вне границ поселений. В муниципальном районе имеется административный центр.

Городской округ – это городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и которое не имеет внутригородских муниципальных образований.  

Внутригородская территория города федерального значения – это внутригородские муниципальные образования города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь).    

Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно, то есть это сфера ответственности именно местного самоуправления.  Федеральный закон определил эти вопросы в зависимости от вида муниципального образования. Вместе с тем к вопросам местного значения всех муниципальных образований отнесено несколько, которые не могут решаться никем иным, кроме как органами местного самоуправления каждого муниципального образования. Это формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Органы местного самоуправления могут наделяться законами отдельными государственными полномочиями, то есть либо полномочиями федеральных органов государственной власти, либо полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Это означает, что наделение отдельными федеральными полномочиями осуществляется федеральными законами, полномочиями субъектов Российской Федерации – законами субъектов Российской Федерации. Для реализации указанных полномочий, которые становятся для них обязательными, органам местного самоуправления передаются финансовые средства.  Кроме того, органы местного самоуправления вправе участвовать в осуществлении государственных полномочий, если такое участие предусмотрено федеральными законами.  

В системе муниципальных правовых актов высшей юридической силой обладают устав муниципального образования и решения, принятые на местном референдуме. В уставе определяются структура и порядок формирования органов местного самоуправления; полномочия органов и должностных лиц местного самоуправления; процедура отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления и досрочного прекращения полномочий указанных лиц, а также выборных органов местного самоуправления и иные вопросы, которые должны регулироваться уставом в соответствии с Федеральным законом.   

Помимо устава представительный орган принимает и иные решения в рамках своих полномочий. Правовые акты также принимаются главой муниципального образования и местной администрацией.

Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. 

Органы местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами. 

Надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов осуществляют органы прокуратуры. Кроме того, контроль за деятельностью органов местного самоуправления в определенных сферах осуществляют уполномоченные органы государственной власти.