«Школа муниципального политика» - это общественный гражданский проект в форме дистанционного просвещения, предназначенный для всех, кто видит себя в качестве общественного и политического деятеля, хочет непосредственно участвовать в государственном управлении, в процессах преобразования в нашей стране, построении сильной и благополучной России.

Президент о местном самоуправлении
Из статьи Владимира Путина «Демократия и качество государства», 6 февраля 2012 года

Нам необходим механизм выдвижения народом во власть на всех уровнях ответственных людей, профессионалов, мыслящих в категориях национального и государственного развития и способных добиваться результата. Понятный, оперативный и открытый для общества механизм выработки, принятия и реализации решений — как стратегических, так и тактических.

спецкурс «Местное самоуправление»

Тезисы лекции

«Муниципальная молодёжная политика»


В представительных органах местного самоуправления молодежь до 30 лет составляет около 5%, среди глав муниципальных образований  молодежи менее 2%.

Выделяются следующие особенности участия российской молодежи в жизни муниципалитета (городского или сельского поселения, муниципального района, городского округа либо внутригородской территории города федерального значения): 

— участие молодежи рассматривается в контексте самоуправления (ученического, школьного, студенческого и др.); 

— местные власти концентрируются на политическом (гражданском или общественном) участии молодежи (участие молодежи в экономической, социальной и культурной сферах  не считается актуальным); 

— отмечается низкий уровень политического участия молодежи; 

— исполнительные и представительные органы власти не стремятся к сотрудничеству  с молодежью. 

Полномочия местного самоуправления в молодёжной сфере преимущественно являются не собственными, а делегированными федеральными и региональными властями. За счёт этого всеобщность приобретают следующие направления и задачи государственной молодёжной политики: 

1. Изменение стереотипа восприятия молодежи, принижающего эффективность участия. 

2. Ликвидацию формализации молодежного участия и превращение его в инструмент личного карьерного роста (относится к молодежным лидерам). 

3. Усиление информации о возможном участии на уровне местного самоуправления.

4. Создание у молодежи мотивов участия в развитии местного самоуправления. 

5.Ограничение  манипуляции молодежью со стороны политических групп.

Государственная молодёжная политика в РФ реализуется всеми уровнями власти и является самостоятельной, ориентированной на конкретные проблемы молодежи системой мер и программ.

Правовые основы участия молодежи в жизни общества закладывает Конституция Российской Федерации, которая содержит положения, составляющие начала государственной молодежной политики, а также устанавливает разграничение предметов ведения между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления. 

После включения в Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовых норм, касающихся полномочий органов местного самоуправления в области работы с молодежью, была начата работа по определению основ участия молодежи в жизни общества на муниципальном уровне. Особенно активизировалась деятельность по подготовке и принятию муниципальных правовых актов, которыми утверждаются базовые положения об организации и осуществлении мероприятий по работе с детьми и молодежью в муниципальном образовании. 

На региональном уровне в ряде базовых законов субъектов Российской Федерации в молодежной сфере имеются статьи, касающиеся специфики молодежной политики, осуществляемой органами местного самоуправления. В этих статьях, как правило, определяются компетенция органов местного самоуправления и особенности их деятельности в данной сфере. Правовые нормы, регулирующие отдельные вопросы работы с молодежью в муниципальных образованиях, их участия в реализации региональных целевых молодежных программ, содержатся в подзаконных актах органов государственной власти субъектов Российской Федерации. 

Но следует отметить, что  на федеральном уровне процесс правового регулирования участия молодежи в жизни общества координируется слабо, и, как следствие, ее законодательная база продолжает отставать от реальных процессов, идущих в молодежной среде. Назрела необходимость для принятия базового федерального закона о молодежи, который сможет комплексно регулировать общественный отношения в данной области. Также следует использовать накопившийся за годы правоприменительной практики опыт субъектов Российской Федерации при реализации законов о молодежи на региональном уровне.

Анализ регионального законодательства показал, что законы, регулирующие молодежную политику, приняты в 62 из 83 субъектов РФ. Они носят разные названия - "О молодежи", "Об основных направлениях государственной молодежной политики", "О деятельности государственных органов в сфере молодежной политики", "О реализации молодежной политики".

Несмотря на то, что Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 2003 г. не регламентирует институциализации и форм деятельности молодых людей как особого структурного компонента населения, в ряде муниципальных образований складывается особая система взаимодействия молодежи и органов местного самоуправления. Наиболее устоявшимися формами взаимодействия, на наш взгляд, являются: программно-стратегическая, правовая, социальная и воспитательная.

В Российской Федерации молодежная политика реализуется не только на федеральном и региональном уровнях, но и на муниципальном уровне. Разграничение компетенции между органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в области молодежной политики осуществляется на основе законодательства Российской Федерации о разграничении предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

Муниципальная молодежная политика реализует основные задачи государственной молодежной политики и предполагает поэтапные действия в следующих основных направлениях:

- обеспечение соблюдения прав молодежи;

- обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи;

- содействие предпринимательской деятельности молодежи;

- поддержка молодой семьи;

- гарантированное предоставление социальных услуг;

- поддержка талантливой молодежи;

- формирование условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи;

- поддержка деятельности молодежных и детских объединений;

- вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития;

- интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества;

- создание условий для более полного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь государства и общества;

- воспитание молодых граждан в духе патриотизма, уважения общепризнанных принципов и норм международного права;

- расширение возможностей молодых граждан в выборе жизненного пути, достижении личного успеха;

- профилактика асоциальных явлений и экстремизма в молодежной среде;

- поддержка и развитие молодежных общественных объединений;

- поддержка и развитие молодежных совещательных органов;

- развитие международного молодежного сотрудничества.

Муниципальная молодежная политика выступает важнейшим инструментом формирования, развития и активного использования потенциала молодого поколения.