«Школа муниципального политика» - это общественный гражданский проект в форме дистанционного просвещения, предназначенный для всех, кто видит себя в качестве общественного и политического деятеля, хочет непосредственно участвовать в государственном управлении, в процессах преобразования в нашей стране, построении сильной и благополучной России.

Президент о местном самоуправлении
Из статьи Владимира Путина «Демократия и качество государства», 6 февраля 2012 года

Нам необходим механизм выдвижения народом во власть на всех уровнях ответственных людей, профессионалов, мыслящих в категориях национального и государственного развития и способных добиваться результата. Понятный, оперативный и открытый для общества механизм выработки, принятия и реализации решений — как стратегических, так и тактических.

спецкурс «Местное самоуправление»

Тезисы лекции

«Международный муниципальный опыт»


В современных зарубежных странах местное самоуправление представляет сложившуюся в результате длительного, преимущественно эволюционного развития систему децентрализованной организации местного управления. Становление централизованных государств привело к разделению публичной власти на государственную и муниципальную. 

Международный исторический опыт реализации идеи народовластия свидетельствует о постоянном поиске баланса между двумя диалектическими противоположностями – самоуправлением (местным, региональным) и государственностью. 

Выступая относительно обособленной частью конституционного механизма государственной власти современных западных демократий, местное самоуправление обладает следующими чертами: во-первых, основано на представительных началах; во-вторых, не зависит от органов правительства в делах местного характера; в-третьих, ограничено предписаниями закона; в-четвертых, обладает независимой собственностью, собственными источниками доходов; в-пятых, формирование органов местного самоуправления происходит без государственной опеки.

Истоки местного самоуправления восходят к муниципальным реформам XIX века; через преемственность средневековых идей товариществ, ассоциаций, «вольных городов» и т.д. Возникновение местных представительных органов связано с процессами перехода от феодальной формации к капитализму. 

В зависимости от положения местного самоуправления во взаимодействии с органами государственной власти обычно выделяют следующие модели местного самоуправления: англосаксонскую, континентальную (французскую), смешанную (германскую).

Совершенствование системы органов местного самоуправления в разных странах не может быть признано завершенным. Наличие устаревших административно-территориальных форм затрудняет решение социально-экономических проблем и не способствует повышению эффективности местного самоуправления. 

Органы местного самоуправления составляют один из значительных элементов государственной организации современных стран. Низовой уровень представляют компактные городские и сельские общины.

Крупные города имеют двухуровневую систему местного самоуправления: общегородскую и окружную (районную). Отдельные города имеют двойной статус. 

Представительные органы местного самоуправления выступают ядром муниципального образования. 

Традиционными формами работы представительных органов местного самоуправления являются сессии. В муниципальных образованиях низшего звена сессии, как правило, проводятся ежемесячно, среднего звена - раз в три месяца. Имеет место практика проведения внеочередных сессий. 

Фактическое положение каждого из муниципальных органов определяется прежде всего его компетенцией, а также функциональной связью выборных коллегий и исполнительных органов.

Получает развитие институт муниципальных менеджеров (управляющих) в наши дни применяется во многих странах как континентальной, так и англосаксонской моделей местного самоуправления. 

Сравнение организации местного самоуправления в современных странах свидетельствует, что в тех или иных модификациях находят отражение вышеприведенные модели. В большинстве стран могут существовать одновременно все известные модели. Историческая и географическая преемственность в организации муниципальных органов ни в какой степени не создает условий, противодействующих современным процессам оптимизации управления на местах.

В современных условиях во всех цивилизованных странах развитие централистских тенденций вместе с тем влечет систему средств государственного реагирования на соблюдение местной общиной требования ее «благосклонности» к общественным интересам. Сложился мощный механизм воздействия. К нему следует отнести: финансовую зависимость, правовое регулирование, контрольную деятельность, общегосударственные программы, делегированные полномочия и др.