«Школа муниципального политика» - это общественный гражданский проект в форме дистанционного просвещения, предназначенный для всех, кто видит себя в качестве общественного и политического деятеля, хочет непосредственно участвовать в государственном управлении, в процессах преобразования в нашей стране, построении сильной и благополучной России.

Президент о местном самоуправлении
Из статьи Владимира Путина «Демократия и качество государства», 6 февраля 2012 года

Нам необходим механизм выдвижения народом во власть на всех уровнях ответственных людей, профессионалов, мыслящих в категориях национального и государственного развития и способных добиваться результата. Понятный, оперативный и открытый для общества механизм выработки, принятия и реализации решений — как стратегических, так и тактических.

спецкурс «Местное самоуправление»

Тезисы лекции

«Исторический опыт России в местном самоуправлении»


Общинное самоуправление догосударственного периода существовало на всех последующих этапах развития общества и Российского государства, выступая как самостоятельное явление общественной жизни, как институт общества, а с определенного периода - как элемент организации российской государственности.

Общепризнанным является мнение, что русское общество с древних времен строилось на основах коллективности. Многие общинные и территориальные вопросы решались на вечевых сходах. Вечевой идеал рассматривается как принцип народоправства - коллективного самоуправления.  

С образованием и усилением русского суперцентрализованного государства роль местного самоуправления приобретает подчиненный характер. Оно допускается и существует исключительно в той степени, в какой может соответствовать интересам государства.

Имевшие место попытки распространить на русские города формы западноевропейской жизни - магистраты Петра I, сословные городские учреждения Екатерины II - не получали развития. 

Общинная же демократия, существовавшая как самоуправление территориальных общин свободных крестьян, сословных объединений купцов, ремесленников и т.п., чуждая индивидуализму и основанная на коллективной ответственности, для крестьян - на коллективной собственности на землю, являлась организационной составляющей на всех этапах развития российской государственности.

Наиболее значимым этапом реформы местного самоуправления в истории дореволюционной России стали Земская и Городская реформы второй половины XIX века. Принятие «Положения о губернских и уездных земских учреждениях» от 1 января 1864 г. и «Городового положения» от 16 июня 1870 г. впервые в истории России коренным образом изменили основу организации местного управления. На смену самоуправлению патриархальному и сословному пришли всесословные выборные учреждения - земства.

Земские реформы были частью общегосударственных реформ. В общественном мнении преобладающим было суждение о том, что политическим реформам должны предшествовать реформы административные, а населению до введения политического самоуправления в государстве надо дать школу участия выборных лиц в самоуправлении местном. Опыт многих веков собственной истории развития начал самоуправления не учитывался, при создании земских учреждений в качестве образцов рассматривалось местное самоуправление в ряде западных стран, в особенности в Англии.

Правительство опасалось самостоятельности земств и ограничивало их участие в управлении делами общества. Местная правительственная администрация сохранялась. Таким образом, на местах было две системы управления: самоуправление земств и городов; управление государственное. 

Управление земскими учреждениями находилось в сфере ведения министерства внутренних дел. 

Новое «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» 1890 года носило явно реакционный характер и было направлено на усиление позиций аппарата государственных учреждений.

Особенностью земских реформ в России было то, что они не касались низового звена – волости, отдельных населенных пунктов. Здесь действовали органы крестьянского (общинного) самоуправления – сельский сход и сельский староста. 

В основном местное самоуправление оставалось в России неизменным до начала XX века. После того, как начала работать Государственная дума, вновь встал вопрос о реформе земского и городского самоуправления. В 1908 г. Правительство внесло в Думу проекты о поселковом и волостном управлении. Однако их рассмотрение растянулось на многие годы, а затем было отодвинуто военными проблемами, вставшими перед страной.

Задачи, поставленные перед собой Временным правительством в 1917 году, свидетельствовали о стремлении достроить систему местного самоуправления, рожденную реформами 1864-1892 годов - с февраля по октябрь 1917 года из принятых актов почти половина (44) была посвящена вопросам местного самоуправления.  

После падения самодержавия в России в феврале 1917 года повсеместно стали создаваться Советы как органы самоуправления трудового народа – именно отсюда их наименования Советов рабочих депутатов,

Советов крестьянских депутатов и даже Советов солдатских депутатов. 

На различных этапах развития социалистического государства самоуправленческие начала в работе Советов реализовывались в общей системе социалистического народовластия с постоянными попытками органического соединения деятельности Советов с формами непосредственной демократии, непосредственного народного волеизъявления, с работой массовых общественных и самодеятельных организаций населения.

Формально местные Советы вели разнообразную активную работу. На деле же все десятилетия советской власти местные Советы, являясь официально полновластными, частью единой общегосударственной власти, были слабыми органами.

Начало современного этапа формирования местного самоуправления началось в период существования СССР. Возрождение местного самоуправления связывается с началом перестройки. 

В 1990 году нормы о правящем положении коммунистической партии исключаются из Конституции СССР и Конституции РСФСР. Предпринимаются шаги к тому, чтобы представительные органы власти заняли подобающее им место в организации власти.

В этих условиях получает популярность идея возрождения в стране концепции местного самоуправления как формы власти народа. 

Первым практическим шагом на пути введения местного самоуправления стало принятие Закона СССР от 9 апреля 1990 г. «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» (далее – Закон СССР «Об общих началах…»), который  определял местное самоуправление как самоорганизацию граждан для решения непосредственно или через избираемые ими органы всех вопросов местного значения, исходя из интересов населения и особенностей административно-территориальных единиц на основе законов и соответствующей материальной и финансовой базы. 

В Российской Федерации, идея существования местного самоуправления, отделенного от государственной власти, прошла несколько этапов конституционного закрепления, и не все было просто.

При реформе Конституции 24 мая 1991 г. название ее раздела VII «Местные органы государственной власти и управления в РСФСР» было дополнено словами «Местное самоуправление». А в наименовании первой главы раздела – гл. 17 «Местные Советы народных депутатов» были добавлены слова «и органы территориального общественного самоуправления». 

В Конституцию РФ 1993 г. включены статья 12 и глава 8 “Местное самоуправление”. Статья 12 находится в главе 1 об основах конституционного строя РФ, следовательно, наличие местного самоуправления является теперь одной из черт нашей системы. Кроме того, ст. 12 четко закрепляет, что местное самоуправление самостоятельно в пределах своих полномочий, а органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти – значит, организационно отделены от них.

Конституционные положения нашли отражение в Федеральном законе от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».