«Школа муниципального политика» - это общественный гражданский проект в форме дистанционного просвещения, предназначенный для всех, кто видит себя в качестве общественного и политического деятеля, хочет непосредственно участвовать в государственном управлении, в процессах преобразования в нашей стране, построении сильной и благополучной России.

Президент о местном самоуправлении
Из статьи Владимира Путина «Демократия и качество государства», 6 февраля 2012 года

Нам необходим механизм выдвижения народом во власть на всех уровнях ответственных людей, профессионалов, мыслящих в категориях национального и государственного развития и способных добиваться результата. Понятный, оперативный и открытый для общества механизм выработки, принятия и реализации решений — как стратегических, так и тактических.

спецкурс «Лидеры без статуса»

Тезисы лекции

«Общественно-политическая система в России»


Политическая система общества - это представленные в едином целостном (системном) комплексе государство и негосударственные структуры, участвующие в политической жизни страны и осуществлении государственной власти. Основными элементами политической системы являются: а) само государство; б) негосударственные структуры; в) органы местного самоуправления.

Политический режим – это система методов и способов осуществления государственной власти, определенная форма государственного властвования. 

Основные разновидности политических режимов:

а) демократический; б) антидемократический.

Разновидности антидемократического режима: 

а) авторитарный; б) тоталитарный.

Преобладающей точкой зрения в политической науке на структуру политической системы является выделение таких подсистем как институциональная, нормативная, функциональная, коммуникативная, идеологическая или культурная. Кратко раскроем содержание каждой из подсистем.

Институциональная подсистема (основная в политической системе) состоит из политических институтов, каждый из которых также является системой государственной, партийной, общественно-политической, представляющей, в свою очередь, частные подсистемы. 

Нормативную подсистему составляют система нормативных регуляторов (источников права). Нормативная подсистема включает политические традиции, мораль, этику политической жизни.

Функциональная подсистема выражается в формах и направления политической деятельности, в способах и методах осуществления власти, связи государства, общества, индивида, то есть политическом режиме (демократический, авторитарный, тоталитарный).

Коммуникативная подсистема включает разнообразные формы и принципы взаимодействия как внутри политической системы, так и между политическими системами стран. Ключевым элементом коммуникативной подсистемы являются средства массовой информации. 

Идеологическая (культурная) подсистема представляет собой комплекс ценностей и образцов поведения, отвечающих потребностям развития данной политической системы и предполагающих участие граждан в политической жизни. 

Под функциями политической системы понимается деятельность, которая направлена на поддержание достигнутого состояния и дальнейшего развития, поскольку объективные требования к политической системе состоят в обеспечении ее сохранности и стабильности. 

В целом, политическая система - это огромное количество постоянных и переменных величин, процессов, структур, идей. Для каждого элемента есть свое место в системе в целом или в подсистеме. Все элементы оказываются необходимыми для функционирования системы и обеспечения ее равновесия и устойчивости. 

Базовая основа общественно-политической системы России определена Конституцией Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Согласно статье 1 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - Россия провозглашена как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Верховенство права, законность формально-юридически закреплены в качестве идеологического начала долгосрочного развития, принципов, определяющих построение всей системы общественных отношений. Закон объявлен базовым принципом жизни и развития страны.

Из пункта «е» статьи 84 Конституции Российской Федерации и реальной политической практики следует, что основная роль координатора стратегии государственного развития России отводится Президенту

Российской Федерации, во многом реализующему эту функцию через ежегодные обращения к Федеральному Собранию Российской Федерации. 

Помимо посланий, в практику вошли и тематические концептуальные документы Президента Российской Федерации - концепции и программы, которые являются логическим продолжением послания.  

Главной целью политических партий как элементов политической системы является обеспечение участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества путем выражения их политической воли, в выборах и референдумах и представление их интересов в органах государственной власти и местного самоуправления. Общественно-политические объединения (движения) по своим целям сходны с политическими партиями, но фактическая роль в политической жизни в общественно-политической системе не позволяет глобально влиять на происходящие процессы.

Местное самоуправление - это элемент общественно-политической системы Российской Федерации, являющийся одновременно и составной частью политической системы управления государством, и самостоятельным уровнем публичной власти, и элементом самоорганизации граждан. 

К общим принципам местного самоуправления относятся принципы самостоятельности и многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления. Конституционными основами заложено, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.