«Школа муниципального политика» - это общественный гражданский проект в форме дистанционного просвещения, предназначенный для всех, кто видит себя в качестве общественного и политического деятеля, хочет непосредственно участвовать в государственном управлении, в процессах преобразования в нашей стране, построении сильной и благополучной России.

Президент о местном самоуправлении
Из статьи Владимира Путина «Демократия и качество государства», 6 февраля 2012 года

Нам необходим механизм выдвижения народом во власть на всех уровнях ответственных людей, профессионалов, мыслящих в категориях национального и государственного развития и способных добиваться результата. Понятный, оперативный и открытый для общества механизм выработки, принятия и реализации решений — как стратегических, так и тактических.

спецкурс «Лидеры без статуса»

Тезисы лекции

«Национальная система защиты потребителей и Объединение потребителей России»


Официально утверждается, что в России сформирована и действует национальная система защиты прав потребителей, под которой «принято понимать совокупность федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей, полномочия которых в рассматриваемой области специально оговорены в Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей». Составляющие систему элементы осуществляют весь комплекс работ по формированию и реализации национальной политики в сфере защиты потребителей на национальном, региональном и муниципальном уровнях». 

Само введение понятия национальной системы защиты прав потребителей является положительным моментом, поскольку позволяет целостно и во взаимосвязи выделить возможности защиты потребителей.

Практика показала, что национальная система защиты прав потребителей в том виде, как она декларируется, на практике так и не сложилась. Отдельные элементы официальной национальной системы защиты прав потребителей оказались не эффективны. Из трех ветвей защиты интересов потребителей две – на уровне органов исполнительной власти и органов местного самоуправления - влияли и влияют на ситуацию достаточно условно.

Муниципальный уровень защиты потребителей фактически не сформирован. 

На сегодня вся основная нагрузка в национальной системе защиты прав потребителей  лежит на органах Роспотребнадзора, который приобрел за годы своей деятельности необходимый опыт и старается максимально поддерживать общественное потребительское движение. Но усилий одного Роспотребнадзора сегодня недостаточно для оптимальной защиты потребителей. 

Национальная система защиты прав потребителей давно уже вышла за рамки Закона РФ «О защите прав потребителей» и ее дальнейшее развитие должно опираться  на серьезную законопроектную работу в плане совершенствования  потребительского законодательства. 

Недооценивается роль общественных объединений потребителей в национальной системе защиты прав потребителей. Ограничивать их роль просветительской и разъяснительной работой - значит не соответствовать реалиям общественно-политической ситуации. Не учитывается, например, что представители общественных объединений потребителей принимают активное участие в законопроектной деятельности.  

Общественные объединения потребителей и общественные организации, защищающие права потребителей - самое сильное звено в системе защиты прав потребителей, причем как конкретных граждан, так и неопределенного круга потребителей.

Всего в России существует не более трехсот активно работающих на местном и региональном уровне обществ по защите прав потребителей. 

Объединение потребителей России образовано в 2009 году. Сегодня эта самая масштабная организация в своем общественном секторе  – Движение имеет региональные отделения в 77 субъектах Российской Федерации.

Участники Движения – общественники, политики, депутаты, журналисты, предприниматели, юристы, безработные и представители различных других общественных групп и социумов. 

Генеральных направлений деятельности у Движения три: 

защита национального потребителя, 

поддержка отечественного производителя 

участие в общественно-политической жизни страны. 

Объединением активно продвигается законопроектная работа. В Госдуму РФ внесены предложения Объединения потребителей России по расширению полномочий органов местного самоуправления по защите потребителей и потребительского рынка, законодательному закреплению права органов местного самоуправления при формировании бюджетных расходов планировать средства на защиту потребительских интересов граждан, увеличении штрафных санкций за нарушения прав потребителей,  предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации.

Вместе с тем по-прежнему актуальным является предложение о реформе потребительского законодательства. Реформирование потребительского законодательства рассматривается Объединением потребителей России в контексте потребительского права как специальной комплексной правовой отрасли, требующей конструирования и развития. Законодательство о защите потребителей должно стимулировать предпринимателей для добровольного достижения высоких стандартов и качества товаров и услуг. 

Объединение потребителей России, как консолидирующая сила всего национального потребительского движения, рассматривает себя непосредственным участником создания в нашей стране надежных гарантий потребительских прав и интересов граждан.